Г.М. Бушканец

 

Национальные аспекты в современной

геральдике Татарстана

 

Геральдический Совет при Президенте Республики Татарстан завершает работу по созданию, экспертизе и регистрации гербов и флагов муниципальных районов и городских округов Республики. Федеральный Закон Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Закон Республики Татарстан «О местном самоуправлении в Республике Татарстан» устанавливают, что эти символы муниципальных образований должны отражать «исторические, культурные, национальные и иные местные традиции и особенности». В соответствии с этим требованием в гербах находят своё отражение местные природные особенности (гербы Верхнеуслонского, Камско-Устьинского, Сабинского районов), исторические события, повлиявшие на развитие соответствующих территорий (гербы Новошешминского, Тюлячинского, Черемшанского районов), экономические особенности муниципальных районов (гербы Актанышского, Буинского, Кукморского, Лениногорского, Сармановского районов). В гербах ряда муниципальных районов сохраняются центральные символы исторических гербов сегодняшних районных центров (Арский, Елабужский, Лаишевский, Мамадышский, Мензелинский, Спасский районы).

Значительную часть в утверждаемых муниципальных гербах составляют символы, так или иначе связанные с национальными особенностями районов и Республики в целом. По своей смысловой трактовке они могут быть разделены на четыре группы.

К первой из них могут быть отнесены Государственный герб Республики Татарстан и герб Заинского района. В их символике используются элементы, связанные с историческим корнями татарского народа.

Центральное место в гербе Татарстана занимает крылатый барс. Еще в VII веке волжские болгары считали этот символ - символ богатства, плодородия, благородства - покровителем данного государства. Барс считался у волжских болгар священным животным, поэтому он изображался со знаком святости - крыльями. Семь членений крыльев барса означают семь небесных миров. Приподнятая передняя лапа барса символизирует верховную власть в государстве, подчеркивает ее величие.

 

Одним из элементов герба Заинского района является родовая тамга - знак древних тюркских народов, обобщенный символ преемственности поколений, исторической памяти, патриотизма, заботы об историко-культурном наследии края.

 

Вторую группу составляют гербы, символика которых подчеркивает содружество людей различных   национальностей, совместно проживающих на соответствующей территории. К этой группе относятся гербы Аксубаевского, Бавлинского, Дрожжановского, Кайбицкого и Тукаевского районов. Необходимо отметить, что несмотря на близость трактовки гербов этих районов, идея дружбы народов показана в них с помощью совершенно различных символов.

Аксубаевский район - Три серебряных голубя, соприкасающихся крыльями и окружающих солнце, символизируют мирное и гармоничное сосуществование трёх народов на территории района: чувашей, татар и русских;

Бавлинский район - Серебряный пояс с фигурным стропилом  изображает кокошник женского русского наряда, символизирующий славянские народы, проживавшие в районе; совместно с цветком тюльпана - элементом татарского национального орнамента – они символизируют единство Татарстана и России;

Дрожжановский район - изображение узоров на концах рушника указывает на смешанное население района: здесь компактно проживают татары и чуваши;

Кайбицкий район - Изображение дуба с разделяющимся на три части стволом и одной общей кроной говорит о многонациональном составе местного населения: русские, чуваши и татары мирно живут и плодотворно трудятся на Кайбицкой земле;

Тукаевский район - Древко и семь серебряных полотенец – символы дружбы многонационального населения района, объединённого традиционным праздником Сабантуй.

 

К третьей группе гербов, связанных с национальными особенностями муниципальных образований, могут быть отнесены гласные гербы, символика которых объясняется происхождением названия районного центра.

 

Главная фигура герба Агрызского района - сидящий на коне всадник в национальных татарских одеждах - символически отражает легенду об основателе  этого поселения Эгерже, от чьего имени и произошло название Агрыз. 

Герб Нурлатского района связан с одной из версий происхождения название города Нурлат: оно переводится с татарского языка как "лучезарный конь".

Наконец, символика герба Балтасинского района объединяет сразу две версии происхождения названия Балтаси: от татарского «балта» - топор или от марийского «балтась» - медведь.

 

Четвертую группу гербов муниципальных образований Республики Татарстан, содержащих символику, несущую национальный аспект, составляют гербы Атнинского, Лениногорского и Муслюмовского районов, в которых нашла отражение верность местных жителей традициям  татарского народа, их роль в сохранении и развитии материальной и духовной культуры татар. Причем если в гербах Атнинского и Лениногорского районов эта идея реализована в виде традиционного элемента татарского национального орнамента – цветка тюльпана, то в гербе Муслюмовского района её носителем стала фигура юноши в стилизованной татарской национальной одежде, играющего на народном музыкальном инструменте курае.

 

Как видно, использование национальных идей и учет национальных особенностей позволило создать целый ряд интересных, нестандартных, самобытных гербов муниципальных образований Республики Татарстан.  Вместе с тем, внимательное отношение к этим особенностям в одном случае потребовало отказаться от казалось бы напрашивающегося герба одного из районов.

В 1745 году в недрах Оренбургской губернской канцелярии были созданы гербы для знамен четырёх полков ландмилиции: Алексеевского (тогдашняя Алексеевка сегодня входит в состав г. Кинель Самарской области), Билярского, Шешминского и Сергиевского, которые  были утверждены Сенатом по представлению Военной коллегии 8 апреля 1747 года. Село Билярск, выросшее из Билярского острога на месте  одного из древнейших городов Волжской Болгарии, второго после г. Болгар военно-политического центра страны – Биляра, названного в летописях XII столетия «Великим городом», сегодня находится на территории Алексеевского района Республики Татарстан. Поэтому старый герб со знамени Билярского полка был принят в качестве основы герба Алексеевского района. Было бы совершенно естественно аналогично использовать герб со знамени Шешминского ландмилицкого полка при создании герба Новошешминского района. Однако совершенно корректный с точки зрения геральдики полковой герб оказался неприемлемым с учетом национальных, а точнее, национально-религиозных особенностей Новошешминского района. Описание этого герба гласит: «в черном поле на зелёной земле скачущий кабан». Очевидно, что в районе, преобладающая часть населения которого исповедует ислам, такой герб совершенно невозможен. В результате для Новошешминского района был разработан новый герб, символика которого напрямую связана с историческим прошлым этой земли, но ни в коей мере не затрагивает религиозные чувства местных жителей.